Ратрак на Эльбрусе, ответы на вопросы альпиниста.
Ратраки - что это и почему они так популярны на Эльбрусе?
Ратрак это снегоуплотнительная машина для выравнивания и фрезерования снежных склонов на горнолыжных курортах. Однако из-за способности этих небольших гусеничных тракторов забираться вверх под крутым углом их приспособили для перевозки людей и грузов.
Они – незаменимые помощники спасателей, помогают быстро подниматься и спускать пострадавших. На Эльбрусе ратраки работают круглый год: зимой готовят горнолыжные трассы, а летом доставляют восходителей к началу пешего маршрута на вершину. В общем, такое высокогорное такси.
На высоте 5000 метров на южном склоне Эльбруса есть особенная «достопримечательность» - сломанный ратрак. Его гусеница попала в трещину и порвалась. Ремонт на такой высоте - дело сложное, поэтому ярко-красный труженик остался зимовать на склоне. Потом его весь забило снегом, он начал постепенно уходить под лёд. Сейчас из-под снега виднеется только крыша кабины и кунга (кузова для перевозки людей). К этому месту мы поднимемся на акклиматизационном выходе в шестой день нашего тура.
Максимальная высота подъёма на ратраке
Максимальная высота, на которую ратраки забрасывают восходителей на Эльбрусе, ~5100 метров, практически начало известной «косой полки». Это конечная остановка, здесь площадка для разворота машин. Одновременно могут припарковаться 2 ратрака, снегоходы, и для людей есть место. Путь от приюта, расположенного на высоте 3900 метров, на чудо-тракторе занимает 30-40 минут, в то время как пешком это расстояние проходят за 5-6 часов. Большинство восходителей едут именно сюда.
Есть вариант заброски на ратраке побюджетнее - до «скал Пастухова» (~4700 метров). Он подходит для восходителей, более уверенных в себе и желающих сэкономить. Идти отсюда до вершины на 2 часа дольше, чем с «конечной» остановки 5100 метров. Ехать от приюта меньше, поэтому и цена на ратрак дешевле.
Частенько уставшие «покорители» Эльбруса используют ратрак для спуска с 5100 метров. Вызываешь «такси» и через полчаса едешь вниз, тогда как пешком путь из с этой точки до приюта занимает около трёх часов.
Техника безопасности
Нужен ли ратрак для восхождения на Эльбрус?
Несомненно, заброска на ратраке - это ощутимая помощь при восхождении на Эльбрус, которая круто экономит время. Сравните: обычно на штурм вершины из приюта (3900 метров) выходят в 01:00 ночи. К началу «косой полки» (5100 метров) группа поднимается за 5-7 часов. На ратраке же этот путь занимает не больше 1 часа. Кроме экономии времени, это ещё и экономия сил, половина пути до вершины. Главное надо понимать, что без хорошей акклиматизации ратрак вам не поможет, вам будет очень тяжело, скорее всего невозможно,дойти до седловины Эльбруса и тем более подняться на вершину.
Но для большинства людей ратрак не нужен. Мы проводим активную акклиматизацию в туре, чтобы участники хорошо себя чувствовали и могли совершить более «ценное» восхождение без использования техники. Многие наши туристы поднимаются на Эльбрус без «покатушек».
Для тех же, кто не уверен в своих силах, можно отправиться на ратраке индивидуально, обычно этому ничего не препятствует. Для восхождения всегда выбирается самый лучший погодный день, и много людей штурмует вершину Эльбруса. Ратраки снуют один за другим, в среднем около 10 машин завозят "восходителей".
Стоимость подъёма на ратраке на Эльбрус
Фиксированной стоимости ратрак-заброски на Эльбрусе нет. В 2019 году она была от 5000 руб. до 10000 руб. с человека. Это были максимальные цены подвоза до «скал Пастухова» и к началу «косой полки» (5100 метров). Иногда удаётся договориться с водителями ратраков на «подешевле», особенно если объединиться с туристами из параллельных групп и полностью арендовать машину. Стоимость спуска не дороже 5000 руб. и часто получается решить вопрос с гораздо меньшими затратами.
Задавайте вопросы в комментариях, с радостью ответим
Если статья понравилась поделитесь ей в соцсетях кнопки в самом низу слева.